История
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ И ИСТОРИЯ СОЮЗА МИССИЙ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ

Христиане Веры Евангельской ведут свою историю от Первохристианской Церкви, созданной Иисусом Христом в День Пятидесятницы (Св. Троицы) в Иерусалиме в 1 веке нашей эры, когда Дух Святой сошел на Апостолов и учеников Иисуса Христа. Это сошествие Духа Святого сопровождалось видимым знамением – говорением на иных языках, во всей книге Деяний Святых Апостолов повествуется о том, что крещение Духом Святым сопровождалось данным знамением (Деян. Ап. 2:1-11, 1:5,8, 2:37-47, 5:32, 10:44-48, 11:15-18, 19:1-6). Практика молитвы (говорения) на иных языках признается и утверждается Писанием – и имеет также название “молитва Духом” (Иуд. 1:20, Рим. 8:26, 1 Кор. 12:1-11, 1 Кор. 14:2-5, 12-15, 39, Еф. 6:18, Евр. 2:4). В раннехристианской Церкви даже после смерти Апостолов признавалась необходимость Крещения Духом Святым, но начавшаяся деформация Церкви и отступления от учения Иисуса Христа вызвало прекращение этой Раннехристианской практики. Однако Бог в течение всей истории Церкви продолжал действовать, открывая Библейские Истины, в частности через такие движения, как “Реформация”, “Крещение”, “Пиетизм”, “Всемирное миссионерское движение”, “Ожидание второго пришествия Христа”, “Практическое освящение”. Поэтому Христиане Веры Евангельской (пятидесятники) видят себя частью Христианской истории.
В конце XIX века среди многих христиан началось восстановление Библейской Истины о необходимости Крещения Духом Святым. Одним из наиболее точных данных о первых случаях крещения Духом в современной истории XX века является пробуждение в Топеке, Канзасе (США) в 1901 и Лос-Анджелесе (США) в 1906 году, с 1907 года пробуждение начинается и в Европе, а в России (в бывшем Советском Союзе), пятидесятническое движение пришло с трёх сторон:
1) В 1911 году в Церквях Гельсингфорса, Выборге, Петрограде и Москве под название Евангельских Христиан в Духе Апостольском.
2) На западе Украины в Тернопольской области (с. Быковцы) и г. Кременце, где в 1924 году был проведён первый съезд Христиан-пятидесятников, объединивший многих пятидесятников, которые совместно с Восточноевропейской Миссией образовали Союз Христиан Веры Евангельской, в чей состав вошли украинские, русские, польские и немецкие пятидесятники. Поскольку до 1939 года центр данного Союза находился на территории Западной Украины, входившей в Польшу, репрессии Советских властей данного Союза не коснулись до 1939 года.
3) В августе 1921 года в Восточной Украине и, прежде всего в г. Одессе через И.Е. Воронаева и В.Р. Клотовича, которые основали в 1922 году Одесскую общину Христиан Евангельской Веры, был проведён 1 Съезд ХЕВ. В Одесской области в 1926 году – первый Съезд Всеукраинского Союза ХЕВ, а в 1927 году Всесоюзный Съезд ХЕВ, принявший решение о переносе Центра Союза в г. Москву.
В 1928 году начались притеснения и гонения, направленные на верующих ХЕВ, а в 1929 году, на основании существующего законодательства о Культах, деятельность Союза была запрещена, а в принадлежность к верующим-пятидесятникам стала рассматриваться как уголовное преступление. В 1930 году И.Е. Воронаев и более 800 пресвитеров общин и Церквей были арестованы и репрессированы. Остаётся отметить, что с 1940 года, находящиеся на нелегальном положении, многие пятидесятники принимают название – Христиане Веры Евангельской (по предложению епископов А.И. Бидаша, И.Л. Левчука, К.С. Кружко).
Таким образом, среди пятидесятников, родственных по догматике и учению, принято в большинстве союзов и Церквей вероисповедание (наименование) – Христиане Веры Евангельской (ХВЕ). Остаётся отметить, что до 1944 года многие Церкви ХВЕ – ХЕВ объединились в епископальную Церковь Христиан Веры Евангельской.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Предвоенные годы были тяжким испытанием для всех верующих нашей страны. В годы Великой Отечественной Войны советское правительство несколько ослабило жестокую опёку над религиозной жизнью народа. Тогда заметно оживилась деятельность различного рода Евангельских движений, прежде всего ХВЕ-ХЕВ, ЕХБ и некоторых других. В 1942 году в Александрии и Пятихатках пятидесятники провели ряд Съездов, которые констатировали, что только на Украине существует 352 общины с количеством более 6000 человек. Но по мере изгнания фашистских войск репрессивная политика атеистического государства усиливалась, и власти вновь начали запрещать деятельность пятидесятников. В своей речи Р.И. Билас на первом Съезде ОЕСХВЕП сказал: “в конце войны были восстановлены Союзы Баптистов, а Евангельским христианам и пятидесятникам не было разрешено восстановить свои союзы”.
В 1944 году Баптисты и Евангельские Христиане объединяются в Союз, получивший название Всесоюзный Союз Евангельских Христиан баптистов. Но не без давления пошли они на это объединение, хотя в вероучении Евангельских Христиан и Баптистов нет больше разногласий.
Также совет по делам Русской Православной Церкви (в последствии Совет по делам Религии при СМ СССР) предложил вступить в ВСЕХБ пятидесятникам. Но объединение, хоть и с родственными по своему вероучению ЕХБ, для пятидесятников представлялось весьма проблематичным, поскольку вероучение, как баптистов, так и пятидесятников не допускали компромисса. И только угрозы закрытия молитвенных домов заставили лидеров ВСЕХБ дать согласие на объединение с пятидесятниками. С пятидесятниками властям было несколько сложнее, так как молитвенных домов они не имели, поскольку даже теоретически власти не допускали сего. Но угрозы репрессий и длительных сроков тюремного заключения сделало своё дело. Хотя многие общины и Церкви отказывались входить в ВСЕХБ и настаивали на своём праве воссоздать Союз, но последовал решительный отказ со стороны государства и карательные меры, разгон собраний, штрафы, аресты, различные сроки тюремного заключения. Поэтому, чтобы хоть как-нибудь сохранить свою структуру и не оставить общины и Церкви без пастырей, ряд руководителей-пятидесятников пошли на вступление в Союз с ВСЕХБ на весьма унизительном условии. Пятидесятникам, вошедшим в Союз ВСЕХБ, пришлось отказаться от молитвы и говорения на иных языках в собрании, омовения ног перед вечерей, использования опресноков для Причастия и многое другое. Многие из этих предложений записаны в Августовском Соглашении(23 августа 1945 года в г. Москве) “Соглашение об объединении Христиан Веры Евангельской и Евангельскими Христианами и Баптистами в один Союз”. От имени ХВЕ-ХЕВ соглашение подписали И.К. Панько, С.И. Вашкевич, Д.И. Пономарчук, А.И. Бидаш, от имени ЕХБ Жидков, Кареев, Андреев. В 1947 году к этому Соглашению были присоединены ЕХДА, от их имени подписались под Соглашением Н.П. Смородин, П.И. Шишков, Е.М. Прудников.
Таким образом, пятидесятники ХВЕ, ХЕВ и ЕХДА, действовавшие вместе, стали именоваться Объединёнными Христианами Веры Евангельской. Причём ХВЕ не имели права регистрироваться в рядах ВСЕХБ как пятидесятники (ХВЕ), но значились как баптисты. Случалось, что общины и Церкви полностью состояли из представителей ХВЕ, а вывеска на молитвенном доме и Уставе общины говорилось, что это Евангельские Христиане Баптисты. Даже Совет по делам религии в своих отчётах не приводит данные о зарегистрированных пятидесятниках.
Но многие пятидесятники (ХВЕ) от объединения отказались, усматривая в этом факте насильственное объединение – совершенно, неприемлемое вмешательство государства в дела верующих. Вскоре после “Августовского объединения сверху” большинство пятидесятников во главе и А.И. Бидашем, К.С. Кружко, И.А. Левчуком, В.С. Шепель в 1947 году вышли из состава ВСЕХБ, и перешли на нелегальное положение. Проходивший в 1948 году в Днепродзержинске Съезд незарегистрированных Церквей и общин объединил не вошедших в ВСЕХБ пятидесятников. В 1956 году было принято обновлённое вероучение этого Союза, а Съезд в 1956 г. в Харькове определил отношение к атеистической власти (остаётся заметить, что данные съезды проходили в нелегальных условиях, не проходили неоднократно, несмотря на все усилия, приложенные властями).
С 1945 по 1968 год в ВСЕХБ вошло 40 тысяч Объединенных ХВЕ, причём большая часть впоследствии покинула ВСЕХБ.
Таким образом, в Советском Союзе, да и в России “образовались” не без помощи властей два Союза Христиан Веры Евангельской – зарегистрированный в составе ВСЕХБ и незарегистрированный; причем власти постоянно пытались столкнуть верующих, входящих в зарегистрированные и незарегистрированные общины, применяя принцип “разделяй и властвуй”.
Конец пятидесятых – начало шестидесятых годов ознаменовалось особым давлением на верующих в СССР, прежде всего протестантов (ЕХБ, ХВЕ и т.д.). По негласному указанию советских органов и ЦК КПСС от руководства зарегистрированного Союза ВСЕХБ и входящих в него ХВЕ были отстранены авторитетные лидеры братства, а на их место ставились, прежде всего, давшие согласие на работу под контролем органов безопасности. В 1961 году Совет по дела религии при Совете Министров СССР принимает “Инструкцию по применению законодательства о культах”, по которой не допускались к регистрации “религиозные общества и группы верующих, принадлежащих к сектам, вероучение и характер которых носил антигосударственный и изуверский характер:… пятидесятники… и т.д. “Изуверским с точки зрения властей были: молитва (говорение на иных языках), омовение ног, применение для Причастия опресноков, обучение религии детей, благотворительность, евангелизационная деятельность, отказ от воинской службы с оружием в руках.
Данная инструкция сформулировала требования властей к “сектантам-пятидесятникам”. На конец 50 – 60 годов приходится до 95% всей атеистической литературы, критикующей пятидесятников. Власти развернули открытую травлю верующих-пятидесятников. В сознание людей вбивалось нетерпимое отношение к “сектантам-изуверам”. Центральное телевидение демонстрирует серию откровенно тенденциозных художественных фильмов о пятидесятниках.
В одном из них “Тучи над Борском” рассказывается о якобы имевшем место жертвоприношении – распятии на кресте молодой девушки. По заказу КГБ были также сняты фильмы “Чудотворец из Бирюлева”, “Это тревожит всех”, “Апостолы без масок” и многие другие. Многочисленные газетные публикации и отдельные брошюры пытались очернить деятельность верующих пятидесятников, приписывая им чудовищные злодеяния. В основном, в пропаганде делался упор на то, что будто бы в “сектантских кругах” имеет место приношение людей в жертву. Кстати сказать, в это непростое время, вопреки репрессиям государства, возникли и развивались общины, и Церкви пятидесятников ХВЕ в Тюменской области, о чём будет сказано ниже.
Но, несмотря на угрозы и репрессии, многие верующие – пятидесятники остались непреклонными, хоты собрания разгоняли, верующих штрафовали, сажали в тюрьмы, ссылали. Деятельность верующих-пятидесятников не сократилась, но расширилась. Тогда в 1968 году власти (Совет по делам религии при СМ СССР) разрешил начать регистрацию наиболее лояльных общин, неприсоединившихся к ВСЕХБ пятидесятников на правах автономии. Т.е. не в составе Союза, а каждую общину конкретно, что подразумевало “наиболее лояльно” в условиях атеистической пропаганды и репрессий не трудно понять, кроме этого требовалось отказаться от изуверского культа – молитвы (говорения на иных языках), омовения ног и т.д., о чём упоминалось выше. Всего до 1988 года зарегистрировано было 200 таких общин.
Вся репрессивная политика и продолжающееся негативное отношение властей к пятидесятникам не только в бывшем СССР, но и в нынешней России, вызвало немалую эмиграцию верующих-пятидесятников, прежде всего в Германию и США.
Перестроечные процессы в государстве во второй половине 80 годов принесли некоторые изменения в отношении государства к религии и верующим в целом.
В ноябре 1988 года в журнале “Огонёк” было опубликовано интервью писателя А.Нежного с председателем Совета по делам религии при СМ СССР Харчёвым, где он отметил: “Да, в 1961 году была принята Инструкция “По применению законодательства о культах” это был документ для “служебного пользования” и он недавно отменён. Именно она запрещала, в частности, религиозным объединениям и служителям культа заниматься благотворительной деятельностью. Кроме того, в соответствии с этой Инструкцией не подлежали регистрации общества… пятидесятников.… В значительной степени мы сами, собственными руками создали так называемые запрещённые секты, принадлежность к которым рассматривалась как основание для привлечения к уголовной ответственности!”. Власти стали пересматривать свои отношения с верующими. Некоторые изменения произошли в середе незарегистрированного Союза ХВЕ. В ноябре 1989 года в общинах и Церквях было объявлено, что одни из руководителей Братства Христиан Веры Евангельской П.Савельев, В.Белых и И.Федотов вышли из “Единого незарегистрированного Союза ХВЕ, решив создать свои объединения. Таким образом, было положено начало созданию В.Белыхом и И.Федотовым “Объединённой Церкви ХВЕ”. Центр данного Союза расположился в г. Малоярославце. Оставшиеся в рамках Единого Союза сохранили название: Братства (Союза) Церквей Христиан Веры Евангельской с центром в г. Петропавловске.
Определённую Свободу в своей деятельности Христиане Веры Евангельской – пятидесятники получили только после принятия в октябре 1990 года Закона СССР “О свободе совести и религиозных объединений”, где в частности говорилось: “Все религии и вероисповедания равны перед Законом, установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания по отношению к другой не допускается. Также этот и аналогичный Закон 1991 года, принятый в Росси, позволил осуществление евангелизации и благотворительности. Всё это дало возможность предпринять шаги к расширению деятельности пятидесятников и их юридического оформления. Так в марте 1991 года в Москве прошёл первый Всесоюзный Съезд пятидесятников, входивших в ВСЕХБ и автономно зарегистрированных, а также небольшой части незарегистрированных пятидесятников. Ими на Съезде был учреждён Объединённый Союз Христиан Веры Евангельской (впоследствии Объединённый Евразийский Союз Христиан Веры Евангельской Пятидесятников) и Союз ХВЕП России с центром в г. Москве. Всего этот Союз объединил около половины всех пятидесятников России.
Также в настоящее время на территории СНГ и в частности России в составе различных Союзов действую следующие основные направления, вероисповедания Христиан Веры Евангельской. Это как уже упоминалось:
1) Объединённый Евразийский Союз Христиан Веры Евангельской и входящий в его состав Союз ХВЕП в России с центром в г. Москве (Российская Церковь Христиан Веры Евангельской) под руководством П. Окары;
2) Объединённая Церковь Христиан Веры Евангельской с центром в г. Малояросклявце, который объединил вышедших из единого Союза незарегистрированных ХВЕ пятидесятников под руководством В.Белых и И.Федотова. ОЦХВЕ для представительства в органах власти имеет Ассоциацию Христианских Миссий, перегестрированную в Российский Союз Миссий Христиан Веры Евангельской;
3) Российский Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской с центром в Москве под руководством В. Ряховского;
4) Братство (Союз) Церквей Христиан Веры Евангельской (оставшиеся в рамках Единого “Незарегистрированного” Союза ХВЕ) с центром в г. Петропавловске;
5) Кроме этого в 1991-1993 годах из Христиан Веры Евангельской находящихся вне регистрации для получения статуса юридического лица в рамках своих Церквей организуют различные Миссии, которые регистрируются в органах Юстиции в качестве юридического лица.
Таким образом, были зарегистрированы Миссия Благотворения и Евангелизации ХВЕ “Стефан” в г. Тюмени (в 1993 году), Миссии в Кургане, Омске и так далее. Также Миссия “Стефан” совместно с верующими ХВЕ, объединённых в незарегистрированные группы в г. Ялуторовске, Заводоуковске, Ишиме и некоторых других населённы пунктах Тюменской области, организовала представительства Миссии “Стефан”, которые в 1997 году были преобразованы в самостоятельные религиозные объединения: Миссия Евангелизации и Благотворения ХВЕ в г. Ялуторовске – “Примиритель”; г. Заводоуковске – “Возрождение”; г. Ишиме – “Благая Весть”, тогда же было организовано Централизованное объединение – Ассоциация Миссий ХВЕ Тюменской области “Ковчег”, функция которой ранее выполняла Миссия “Стефан”, а до этого Централизованное Объединение групп ХВЕ Тюменской области действовало без регистрации, поскольку деятельность Христиан Веры Евангельской на территории России и Тюменской области осуществлялась ранее вне рамок зарегистрированных в Государственных органах объединений ХВЕ, что было вызвано репрессиями и отказом в регистрации со стороны Органов Власти, считаем, что “законная деятельность” Централизованных и местных объединений ХВЕ на территории России и Тюменской области была искусственно прервана и пресекалась государством.
Нам так же, как и авторам Комментария к Федеральному Закону “О свободе Совести и религиозных объединениях”, представляется правомерным, с точки зрения исторической справедливости и сложившихся традиций и структуры, исчислять срок деятельности на законных основаниях на территории России и Тюменской области с момента признания первых объединений ХВЕ в России и бывшем СССР в 20-30 годы и учитывать то, что даже согласно действующего Законодательства Российской Федерации у одного Юридического лица может быть несколько правопреемников. Поэтому считаем необходимым, принимать нас, как одних из преемников ранее существовавших объединений пятидесятников (объединённых Христиан Веры Евангельской), образованных в 20-30 годы, действовавших нелегально после запрета в 1930 году и вышедших из объединения ВСЕХБ в 1947 году и до настоящего времени существовавших без статуса юридического лица. Остаётся к данному обзору деятельности Пятидесятников в России и бывшем СССР ответить, что согласно Мировой Христианской Энциклопедии во всём мире насчитывается около 523 миллионов человек, признающих Учение о Крещении Духом Святым со знамением иных языков.
А сейчас мы более подробно остановимся на истории появления Христиан Веры Евангельской (пятидесятников) на территории Тюменской области и других субъектах Российской Федерации. Хотя деятельность пятидесятников на территории Тюменской области начиналась в 30-50 годах, точной даты в связи с репрессиями со стороны государства определить не представляется возможным в полном объёме. Можем привести лишь некоторые данные о возникновении общин, Церквей и иных объединений и групп Христиан Веры Евангельской, поскольку присутствует необходимость юридического обоснования документов, подтверждающих или указывающих на нашу деятельность. Проповедь Христиан Веры Евангельской и остальных объединенных с ними пятидесятников, сосланных или переехавших после ссылки в 30-50 годы привели к созданию в городах Тюменской области объединений Христиан Веры Евангельской, действовавших в рамках религиозных групп, также возникли ХВЕ в других областях РФ.

Краткий обзор возникновения
Христиан Веры Евангельской в г. Тюмени
И их объединения - Миссии “Стефан”

Группа верующих – пятидесятников (Христиан Веры Евангельской) возникла в городе Тюмени из числа верующих ХВЕ и начала активную деятельность по проповеди Веры Евангельской с 1932 года. Эта деятельность всячески пресекалась властями, в 1959 году был организован суд общественности над руководителями группы верующих, который проходил в Тюменском клубе “Железнодорожников”. Также было организовано судебное преследование верующих-пятидесятников (ХВЕ) в 1964 году. Но деятельность группы ХВЕ прекратить не удалось, и органы власти вынуждены были констатировать ведение евангелизационной работы в “Блокноте Агитатора” № 18 за 1979 год. Несмотря на непрекращающиеся попытки разогнать верующих проводились Богослужения, обучение вере детей и молодёжи, посещения других городов (г. Ялуторовск, Заводоуковск, Ишим, Голышманово, Новый Тап и др.) для общения с верующими. Определённая работа велась среди военнослужащих. После приезда в 1985 году в г. Тюмень новых верующих Христиан Веры Евангельской, евангелизационно-проповедническая работа расширилась, установились и возобновились тесные связи с верующими-пятидесятниками их других городов Тюменской области. После начала перестроечного периода, и принятия новых Законов о свободе совести в СССР и России деятельность группы Христиан Веры Евангельской г. Тюмени ещё больше активизировалась. Неоднократно проводились Открытые Богослужения, в том числе и в других городах области, совместно с верующими. В 1993 году для улучшения евангелизационно-просветительской деятельности, дел благотворения, милосердия и оформления отношении с государством была зарегистрирована, как религиозное объединение – Миссия Благотворения и Евангелизации ХВЕ “Стефан”. Тогда же было оформлено открытие Представительств Миссии “Стефан” в городах Ялуторовске; Заводоуковске; Ишиме и некоторых других городах Тюменской области из числа местных Христиан Веры Евангельской. Причем в этот период Миссия “Стефан” выполняла функции Централизованной структуры, объединявшей Христиан Веры Евангельской в Тюменской области. Летом 1997 года было принято решение о преобразовании Представительств Миссии “Стефан” в самостоятельные Миссии, и последующем юридическом оформлении их в Централизованную структуру – Ассоциацию Миссии ХВЕ Тюменской области “Ковчег”, центр которой находится в г. Тюмени. В 1998 году Миссия “Стефан прошла необходимую перерегистрацию в качестве Местной религиозной организации “Миссия Благотворения и Евангелизации ХВЕ “Стефан” г. Тюмени”.

Краткий обзор возникновения
Христиан Веры Евангельской в г. Ялуторовске
И их объединения - Миссии “Примиритель”

Группа верующих-пятидесятников возникла в г. Ялуторовске их числа верующих-пятидесятников (ХВЕ и ЕХДА) в начале тридцатых годов (1932-1953 г.г.) Репрессии в отношении пятидесятников проживавших в г. Ялуторовске предпринимались в 1932г. а также в последующие годы. В 1952г. группа пятидесятников насчитывала более 50 человек, но 22 января 1961 года в деятельность группы верующих вмешались власти, возбудив дело о нарушении пункта 66 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года, руководители группы верующих были осуждены по ст.142 и 227 УК РСФСР. Но прекратить деятельность верующих не удалось, и в 1963 году вновь состоялся судебный процесс верующих. Богослужения верующих, несмотря на все старания властей, продолжали проводиться, а приезд в конце 1970 годов (1978-1979 г.г.) новых верующих-пятидесятников (ХВЕ) привёл к тому, что вышеуказанная группа
“Объединённых ХВЕ” их верующих пятидесятников: Христиан Веры Евангельской и Евангельских Христиан в Духе Апостольском с 1982 года по 1983 год фактически за небольшим исключением полностью стала находиться в вероисповедании: “Христиан Веры Евангельской”.
Богослужения проходили нелегально, и власти неоднократно пытались воздействовать на верующих, особенно на тех, кто приводил на Богослужения своих детей. В 1991 году Христианами Веры Евангельской г. Тюмени в городском доме Культуры г. Ялуторовска было проведено первое Открытое Богослужение, а в местной газете “Ленинский Путь” от 17 апреля 1993 года была опубликована заметка “Мир Вам, дорогие друзья”, где верующие рассказали о своём вероисповедании и приглашали на Богослужения по адресу Ст. Скворцова 9 и Свердлова 44.
После организации Ялуторовского Представительства Миссии Благотворения и Евангелизации ХВЕ в 1993 по 1997 год неоднократно проводились Богослужения ХВЕ в кинотеатре “Юбилейный”, клубе Лесозавода, Совхозе-Техникуме, СПТУ-35 и многих других общественных местах. Затем в целях улучшения работы и приведение в соответствие с действующим законодательством в 1997 году была образована Миссия Евангелизации и Благотворения ХВЕ “Примиритель” г. Ялуторовска, действующая и в настоящее время.
Данная Миссии “Примиритель” входит в состав Централизованной религиозной организации – Ассоциации Миссий ХВЕ Тюменской области “Ковчег”.

Краткий обзор возникновения
Христиан Веры Евангельской в г. Ишиме
и их объединения - Миссии “Благая Весть”

Объединение Христиан Веры Евангельской возникло в г. Ишиме в 1932 году из числа верующих под воздействием проповеди Евангелия. Объединение ХВЕ существовало без государственной регистрации, что было вызвано репрессивной политикой советских властей. Собрания верующих запрещали, разгоняли, отдельных верующих штрафовали. Неоднократно на Богослужения приходил уполномоченный по делам религии, который также принимал меры воздействия к верующим, в связи с этим в период с семидесятых – восьмидесятых годов постоянного места проведения служений не было, верующие ХВЕ собирались по домам, в лесу и на кладбище, кроме того, верующие поддерживали отношения с верующими ХВЕ г. Тюмени, Заводоуковска, Ялуторовска, Голышманово и других городов и населённых пунктов.
Наличие группы верующих в Ишиме констатирует и ряд публикаций в средствах массовой информации, в частности в “Блокноте Агитатора” № 18 за 1979 год. После ослабления репрессивной политики Советского Государства и принятия Законов СССР и РСФСР о Свободе вероисповеданий в 1990 году, верующие стали собираться, открыто проводя Открытые Богослужения и занимаясь Евангелизацией, благотворительной деятельностью. В 1993 году в г. Ишиме из числа местных верующих было сформировано представительство Миссии Благотворения и Евангелизации ХВЕ “Стефан”, а в конце весны – начале лета для оформления дальнейших отношений с государством и улучшения евангелизационной и благотворительной деятельности была оформлена и зарегистрирована в органах Юстиции – Миссия Евангелизации и Благотворения ХВЕ “Благая Весть” г. Ишима, которое вошло в состав Централизованной Религиозной организации – Ассоциации Миссий ХВЕ Тюменской области “Ковчег”.

Краткий обзор возникновения
Христиан Веры Евангельской в г. Заводоуковске
и их объединения - Миссии “Возрождение”

Группа пятидесятников возникла в г. Заводоуковске в 1932г, и развивалась в последующие годы.
После приезда верующих ХВЕ из г. Челябинска в г. Заводоуковск в 1953 году и обращения нескольких местных верующих группа Христиан Веры Евангельской, стала поддерживать более тесные отношения с ХВЕ г. Тюмени, Ишима и г. Ялуторовска. Власти всячески пытались прекратить деятельность группы ХВЕ. Собрания разгонялись милицией, верующих штрафовали. Для того чтобы избежать притеснений, штрафов, арестов, верующие группы ХВЕ собирались по разным домам нелегально, из Тюмени приезжали проповедники (Р.Пропп и другие) – Христиане Веры Евангельской. Проповедническая деятельность приносила свои плоды. Уверовали и присоединились ещё многие верующие. Власти в 1979 г. в журнале “Блокнот Агитатора” № 18
признали наличие группы пятидесятников (ХВЕ) в некоторых города Тюменской области, в том числе и в г. Заводоуковске. С 1991 по 1995 год проводились Открытые Богослужения ХВЕ в ДК “Тюменьсельмаш”, Автовокзалах, Техникумах, Школе № 2, а также в кинотеатре “Сибирь”. Также приезжала Евангелизационная группа “Авен-Езер”, по приглашению группы верующих. После того, как в 1993 году в г. Тюмени была открыта и официально зарегистрирована Миссия Благотворения и Евангелизации ХВЕ “Стефан” в Заводоуковске было из числа местных верующих Христиан Веры Евангельской открыто Представительство Миссии “Стефан”, хоты власти отказывались признавать это представительство и в 1997 году в конце весны – начале лета для улучшения работы по проповеди Евангелия, исповедания и распространения Веры Евангельской, дел милосердия и благотворения была оформлена Миссия Евангелизации и Благотворения ХВЕ “Возрождение” г. Заводоуковска. Данная Миссия входит в состав Централизованной Религиозной организации – Ассоциации Миссий ХВЕ Тюменской области “Ковчег”.

Краткий обзор возникновения
Христиан Веры Евангельской и их объединения
в г. Нефтеюганске

Своё существование группа Христиан Веры Евангельской в городе Нефтеюганске ведёт с 1992 года, от отделения от Нефтеюганской незарегистрированной общины Евангельских - Христиан-баптистов.
Первоначально Богослужения проводились по домам и квартирам верующих, а затем и в общественных местах, в общежитии № 27, Доме Культуры “Строитель”, Центральной детской Библиотеке. После 1993 года образовано Нефтеюганское представительство Миссии Благотворения и Евангелизации “Стефан” г. Тюмени, которое действовало до 1995 года.
В 1995 году был зарегистрирован в качестве юридического лица “Союз учителей христианского вероучения “Слово”, первоначально как общественная организация, а в 1996 году в качестве религиозной организации (Свидетельство о регистрации № 42, выданное, 3.01.96 г. Управлением Юстиции Администрации Ханты-Мансийского автономного округа). С того времени Богослужения, и иная религиозная деятельность осуществляется в общественных местах, домах верующих, в арендованных помещениях (Детский Сад, Мостоотряда № 15).
После вступления в силу нового Федерального Закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” Религиозная Организация “Союз учителей христианского вероучения “Слово” перерегистрирован в соответствии с действующим законодательством в качестве Местной религиозной организации “Миссии Евангелизации и Благотворения Христиан Веры Евангельской “Слово” г. Нефтеюганска.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
Христиан Веры Евангельской и их объединение
в г. Белоярском

Историю своего появления в г. Белоярский ведут с января 1990г. С момента приезда верующих, которые занимались проповедью Евангелия, что, привело к формированию группы Христиан Веры Евангельской. Данная группа поддерживала тесные взаимоотношения с Христианами Веры Евангельской г. Тюмени и других городов Тюменской области, в частности с Миссией Благотворения и Евангелизации ХВЕ “Стефан” г. Тюмени.
15 марта 1993г. для совместного исповедания и распространения веры, проповеди Евангелия, совершения богослужений и благотворительной деятельности был образован “Филиал Миссии Благотворения и Евангелизации ХВЕ “Стефан” в г. Белоярский”. Данное объединение прошло необходимую регистрацию в Управлении Юстиции администрации Ханты-Мансийского автономного округа (свидетельство № 114, выданное 17 декабря 1993г.). После регистрации и получения статуса юридического лица проводилась евангелизационная, благотворительная деятельность, проводились богослужения, в том числе в общественных местах.
4 января 1995г. “Филиаи Миссий Благотворения и Евангелизации ХВЕ “Стефан” в г. Белоярский” было решено преобразовать в “Церковь ХВЕ “Благая Весть” г. Белоярский” (свидетельство о регистрации № 30, выданное 06.03.95г. Управлением Юстиции ХМАО). После чего, за период с 1995 по1999год, проводились открытые Богослужения в общественных местах, по квартирам верующих как в самом г. Белоярский, так и в Белоярском районе, в частности в поселках Юильск, Нумто, Ванзеват, Полноват, Верхний Казым, Казым, Бобровка, Сосновка, Сорум и в других местах. Были образованы Христианская библиотека и видеотека. В 1996г. принималось активное участие в организации и проведении “Миссии Сибирь-96”, а также проводились и другие богослужения, Евангелизационная и благотворительная деятельность.
В 1999г. после выхода Федерального Закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” было принято решение пройти необходимую государственную перерегистрацию, как местная, религиозная организация “Миссия Христиан Веры Евангельской “Благая Весть” в городе Белоярский.

СОЗДАНИЕ
Союза Миссий Христиан Веры Евангельской

В начале 1999г. для улучшения деятельности Миссий Христиан Веры Евангельской и координации их действий на территории Российской Федерации был образован – Союз Миссий Христиан Веры Евангельской с центром в г. Тюмени.


При составлении истории возникновения ХВЕ и их Союза
на территории Российской Федерации использовались:
1. Вопросы научного атеизма № 2. - М.: Мысль, 1966;
2. Газетные публикации;
3. Ефимов И. Современное Харизматическое движение сектантства. - М.: 1995;
4. История Евангельских Христиан Баптистов в СССР; - М.: Издание ВСЕХБ, 1989;
5. Материалы судебных процессов верующих;
6. Материалы о деятельности Миссий, входящих в Централизованный Российский Союз ХВЕ
7. Свидетельства верующих - Христиан Веры Евангельской;
8. Христианство. Словарь. - М.: Республика, 1994;
9. Цопфи Я. ...На всякую плоть.;
10. Чернышёв А.В. Религия, свободомыслие, атеизм в Тюменском крае. Библиография. Том 1.;


Председатель Правления Союза Миссий ХВЕ С.А.Гергерт


“17” апреля 1999г.

Сайт создан в системе uCoz